Художнику удалось совместить в одной работе сразу несколько идей и замыслов. Первое, что мы видим, когда смотрим на эту картину – это горы. Для Николая Рериха горы были священными творениями самой природы. Он был уверен, что в них сокрыта великая тайна, которая поможет всему человечеству. Картина «Дорога в Шамбалу» входит в серию работ, посвященных Гималаям. Рерих с супругой много лет путешествовали по Индии, Китаю, Тибету. И где бы они ни были, он видел горы. Именно они вдохновили Рериха на написание этой работы.
Но
помимо изображения гор мы видим скрытый посыл, который содержится в названии произведения «Дорога в Шамбалу». Во время своих путешествий по Азии Рерих узнал о величественном состоянии Шамбалы. Его нет на карте, никто не знает, где он. Все упоминания об этой таинственной земле Рерих узнал из книг и преданий. Считается, что если найти Шамбалу, человечество обретет великие знания. Именно эту легенду мастер и пытался изобразить на полотне.
Считается, что вход в затерянную и забытую землю находится внутри горы Канченджанга. Вполне вероятно, что именно эту гору и решил изобразить художник. Таким образом создатель как бы приближает нас к великому решению. Мы смотрим на горы и понимаем, что в них скрыта великая тайна, которая очень скоро откроется.
Николай Рерих, когда писал это произведение, решил отойти от привычной холодной палитры. Здесь мы видим, что холодные цвета сочетаются с теплым цветовым спектром. Но контраста нет. Цвета идеально сочетаются, сливаются и гармонично передают чудесные оттенки Гималаев.
На переднем плане очень темные горы, почти черные. Солнечный свет не достигает их. Чуть подальше, за бескрайним морем тумана, лежит та самая гора Канченджанга. Вершина горы мягко освещена теплым солнцем. Горы сияют, манят и притягивают взгляд. Изображением солнечного сияния художник хотел показать, что именно эта гора является ключом к разгадке тайн.