1917 год; холст, темпера; 49х77; Русский музей.
На картине Николая Константиновича Рериха «Святой остров» изображен крутой неприступный скалистый берег одинокого острова. На вершине, с другой стороны величественной скалы от зрителя, возвышается несколько отдельных деревьев. Эти высокие тонкоствольные сосны тянутся к небу, но даже они кажутся скромными и незначительными на фоне суровой суровости природы.
Местность, изображенная на картине, реальна, это один из островов Валаама, который называется «Святой».
Окруженная водами Ладожского озера, уединенная скала величественно возвышается к небу. На картине его образ весьма символичен. Стоит присмотреться, чтобы заметить, как трещины в скале образуют необычный узор: скала на острове состоит из фигур черных мужчин в капюшонах. Каменные монахи, выстроенные в ряды, их стилизованные гигантские фигуры, раскинувшиеся между небом и водой, печально и торжественно смотрят вниз.
Незначительной, по сравнению с основной массой горы на рисунке, кажется небольшая хлипкая лодка в правом нижнем углу. Как короткий удар по озеру. В лодке, с послушно склоненными головами, две человеческие фигуры, осененные нимбами святости. Два святых подплывают к святому, чтобы взобраться на него.
Изображение выполнено в желтых и синих тонах, и только закат обозначен яркой, тревожной красной полосой.
В центре изображения находится остров. Он занимает 70% изображения, как бы подавляя все присутствующее вокруг, привлекая внимание. Стоит потратить время на то, чтобы увидеть эту ключевую фигуру на экране со всем вниманием, которого она заслуживает. Рассмотрим символизм, заложенный в поступке художника.