Картина «Аполлон и Дафна», хранящаяся в Лувре, хотя и осталась нелегальной, является последней работой живописца Николя Пуссена и по праву может считаться формой завещания, отражением личной жизни художника.
Художник выбирает особый момент пересказанного Овидием мифа, где Амур доказывает свою силу, целясь в Дафну первой затупленной стрелой, заряженной свинцом.
Чтение Овидия, а также других античных авторов предоставило Пуссену материал для этого окончательного сочинения. Аполлон,
бог плодородия и жизни сидит слева; Он влюблен в Дафну, видимую в дальнем правом углу, держащую в руках своего отца, реку Пене. Эта любовь потерпит неудачу, так как когда Аполлон после долгой погони хочет воссоединиться с Дафной, она превращается в лавр.
В картине разыгрывается спор между Аполлоном и Купидоном, кто лучший стрелок с неба. Аполлон сидит и уже смотрит пораженным любовью на Дафну, которая перед ним. Между ними и им на кромке воды лежат обнаженные нимфы, некоторые из них заламывают мокрые волосы.
Аполлон только убил Пифона и наблюдает за происходящим. Вскоре Дафна будет поражена тупой и тяжелой стрелой, из-за чего ей захочется убежать от бога солнца и она не сможет влюбиться в него. Однако Аполлон надеется пронзить тонкую стрелу с золотым наконечником, которая сделает его любимой девушкой.
Меркурий, младший брат Аполлона, пришел к Аполлону, чтобы украсть стрелу из его колчана. А на заднем плане под охраной двух собак, зертальено садо Аполлона, который также будет урадено Урадено Мекрурием.
Жест Меркурия имеет не только мифологическое, но и астрономическое значение. Ведь эта планета находится ближе всего к солнцу и постоянно ворует его лучи.
Аполлон смотреть на нимф, но не бежит за Дафной. Действительно, не будучи мишенью Купидона, он не может отвлекаться в данный исторический момент до такой степени, чтобы не замечать того, что происходит на его стороне, а ведь Пуссен представляет и это.
Во время осуществления этой работы Пуссен, потерявший жену из-за продолжительной болезни, уже подумывает написать завещание, которое пересмотрит незадолго до смерти. Поэтому последние мазки кисти отсутствуют в композиции из-за бессилия и дрожащих перед смертью рук художника. Создатель завещал произведение незадолго до смерти кардиналу Камилю Массини, понимая, что завершить его не сможет.