Описание картины:
В творчестве Перова есть период, когда мастер избегает острых светских сцен. Он относится к жизни простой, обычной, привычной. Среди этих работ наиболее известна картина «Охотники на привале».
В центре композиции три охотника, очень разные, но каждый из них по-своему интересен и значим. Внимание двух зрителей привлек страстный и увлекательный рассказ пожилого, опытного охотника. В его позе, выражении лица, глазах сквозит святая вера в «правдивость» истории, которую он решил рассказать своим товарищам. Слушатели по-разному реагируют на рассказ. Молодой охотник жадно впитывает каждое слово своего опытного товарища, третий участник — мужчина средних лет — настроен скептически, подвергает сомнению каждое слово рассказчика.
Если внимательно рассмотреть предложенную автором композицию, то идея становится понятной. Художник показал определенный жизненный цикл: юность, жадно познавшая мир, впитывала его с верой в чудо; затем приходит зрелость и опыт, когда ничего не принимается на веру и не подвергается сомнению; зрелость сменяется старостью, живет воспоминаниями, постоянно впадает в идеализацию прошлого.
За простым и ясным произведением скрывается глубокое, философское, непростое содержание. Критики отмечали убожество и напряженность, характерные для окружающего пейзажа. Тревожное небо, летящие птицы, увядшая трава – все говорит об осени, засыпании, предвкушении зимы. Почему художник выбрал такой мрачный пейзаж для обрамления своей картины? Скорее всего, автору было важно сконцентрировать внимание зрителя на центральных фигурах картины, фон не должен отвлекать от самого главного в произведении.
Герои картины – реальные люди, друзья художника, послужившие прототипами охотников. Как известно, сам автор любил охоту. Поэтому каждая деталь картины прописана со знанием дела. В левом нижнем углу картины мы видим прекрасный охотничий натюрморт, который с одной стороны органично вписывается в общую композицию, с другой стороны вполне мог бы быть выделен в отдельное произведение, написанное с недюжинным мастерством и реализмом.
Свет в изображении сконцентрирован на лицах и руках персонажей. Этот старинный прием, времен Возрождения, позволяет художнику полнее раскрыть внутренний мир модели. Все охотники явно довольны результатами охоты, что видно по изображенным там трофеям. Художник изображал людей разного социального происхождения, но всех их объединяла охота, которая заставляла забыть реалии жизни и полностью отдаться старому ремеслу.
Интересно, что художник вернулся к этой теме и создал еще одну картину для Русского музея. Второй вариант сюжета схематичнее, проще, цветовая гамма проще.
Известно, что некоторые критики обвиняли художника в том, что изображенные им персонажи выражают чрезмерно наигранные эмоции. Однако, прояснив замысел автора, можно считать это вполне оправданным. Такой прием позволяет более четко описать характер и внутренний мир героев, раскрыть символическую составляющую образа.
Другие картины Василия Григорьевича Перова
увидеть мертвых
Еда
Последняя таверна на аванпосте
Утопленница
Сцена у железной дороги
Ботаник
Чаепитие в Мытищах
Спящий ребенок
Голубиный удар
Сироты на кладбище
Деревенский поезд на Пасху
Заядлый
Птицы
Ловит рыбу
Сцена у могилы
Гулять пешком
Тройка
Савойя
Плачет Ярославна
Старые родители на могиле их сына
Парижский шарманщик
Проповедь в деревне
Приезд губернатора в купеческий дом
Чистый понедельник
Первые христиане в Киеве
Прибытие офицера для расследования
Дедушка и внук
Морской черт
Портрет Достоевского
Бобби гитарист
Шарманщик