Многим ценителям искусства Кипренский известен как великолепный мастер портретной живописи. Орест Адамович писал многих важных лиц из императорской знати и высших литературных кругов. «Портрет Оленина» 1813 года — картина внешнего вида одного из виднейших организаторов культурной жизни Петербурга. У этого влиятельного человека был личный салон, где встречались столичные художники. Кроме того, он был писателем и художником, археологом и государственным деятелем.
Художник Кипренский
пишет А. Н. Оленина в своем хорошо разработанном и узнаваемом стиле. Налет романтики уловлен в атмосфере на полотне. Уникальность названного русского живописца заключается в умении соединить в одном портрете смесь противоположных жанровых направлений: парадных, личных и официальных образов.
Глядя на его Алексея Оленина, мы замечаем официальность одежды, элегантность поведения изображаемого. Но он не обошел стороной и духовный мир персонажа. Блестящий взгляд задумчив и отрешен. Черты лица, благородные и спокойные, гармонируют с тщательно продуманным гардеробом молодого человека. Черный меховой воротник обрамляет выгоревшее лицо Оленина. Только золотые погоны и несколько пуговиц отражают этот яркий контраст.
Искусным приемом прорисовки ярких пятен портретист подчеркнул головной убор модели, завитые бакенбарды, прямой нос и поднятый воротник. Стильная черная бабочка на шее выглядит очень элегантно и дарит мужчине любителя всего прекрасного: и в одежде, и в искусстве.
Работа «Портрет Оленина» написана итальянским карандашом и густой пастелью. Фон подготовлен быстрыми четкими линиями с коричневатыми тонами. Образ героя на картине спокоен и лиричен.
Сегодня Третьяковская галерея принимает гостей, желающих вживую насладиться творчеством портретиста Кипренского.