Полотно представляет собой традиционный камерный портрет, характерный для 18 века. Сенатор и писатель показаны как частные лица – без почестей и знаков различия, в обычной одежде. При чтении картины нет драматизма и напряжения характера, присущих полотнам живописцев прошлого. Максимально страстная, уравновешенная интерпретация образа героя, выверенная композиция, типичная для классицизма, тонко требовательный колорит образа подтверждают принадлежность персонажа к новой эпохе, впитавшей в себя отработанную массу
факт, который никого не удивляет: идеалисты обычно являются убежденными индивидуалистами, считающими несогласие нормальным положением вещей.
Модель художника живет на холсте. Сочетание света и тени высвечивает внутренний мир персонажа и меняется прямо на экране на глазах у зрителей. Фон портрета — бархатная драпировка кирпичного цвета, светящаяся справа и переходящая в черную тень слева, что дает бесконечный эффект. Сама фигура Хвостова благодаря этому приему как бы погружена в бесконечность пространства. Цвет картины усиливает впечатление. Точки света — это только лицо, рубашка и рука сенатора.
Лицо героя, обрамленное черными волосами, написано теплыми телесными тонами, с румянцем на щеках и слегка небритым. Интимность портрета подчеркивается полуспинкой верхней части туловища и изображением бюста. Изогнутые густые брови над задумчивыми светло-карими глазами, смотрящими вдаль, плотно сжатые губы, большой вытянутый нос. Неслучайно написано положение руки, держащей бортик платья. Эта важная деталь придает характеру героя дополнительный штрих.
Кипренский имеет традицию написания парных портретов. Так что у полотна с изображением Хвостова тоже есть пара – портрет его жены.
Отпечаток его души отражается на полотне в лице героя. Возвышенный пафос чувствуется в духовной энергии, которой наделен персонаж. В портрете явно ощутимо элегическое настроение, грустные переживания, оторванные от неважной рутины. Мастер максимально ярко изображает человека — таким, какой он наедине с собой.