Картина «Арлекин» написана Пабло Пикассо в 1917 году.
Поводом для написания картины стала поездка с будущей женой Ольгой Хохловой и гастрольный цирк в Барселону. После поездки Пикассо написал портрет Ольги и печального «Арлекина» в голубоватой рубашке.
Вообще цирк сыграл важную роль в создании многих произведений Пикассо, послужив и темой, и мотивом для их написания. Увлечение художника темой цирка и цирковыми артистами, вероятно, началось в 1905 году, после того как он посетил цирк Медрано,
затем стать постоянным.
Арлекин, комический и веселый герой, изображен уже вне своего образа. Не успел он снять клетчатый сценический костюм, как уже снял маску веселья и беспричинной радости. Нет, он не в печали и не в отчаянии, но в его облике и чертах лица сквозит какая-то грусть и больше усталость. Мы видим в нем человека, мало чем отличающегося от любого из нас, который не продолжает играть для публики вне сцены, а только живет, переживает и радуется только по-настоящему.
Да, никакого цирка и живых выступлений в этой картине нет, автора интересует только личность человека, его душа. Клоуны и арлекины, участники цирка, видятся в таких картинах для нас совершенно по-новому: после спектакля или в быту — живут так, как будто не работают в цирке.
Наличие в таких картинах циркового инвентаря: костюма, занавесок, грима или пейзажа усиливает эффект, что позволяет сравнить картину на картине, где герой предстает перед зрителями. Их показывают в быту, в семье или на репетициях. Артисты цирка одеты в костюмы своих героев. В жизни эти люди бескорыстны, честны и добры, им чужды лицемерие и корысть. Таким мир цирка видел хорошо знавший его Пабло Пикассо.