Жаклин Рок, одна из возлюбленных знаменитого испанского мастера, его последняя муза, была самой преданной поклонницей его таланта. Она была моделью и женой Пикассо, с которой он прожил последние 20 лет своей жизни, и этой женщине посвящено большинство его картин.
В серии портретов, выполненных в самых разных техниках, она предстает с таким же задумчивым взглядом больших темных глаз, редкой миндалевидной формы.
Этот портрет, написанный в самом начале знакомства Пикассо с Жаклин — в 1954 году
— один из самых реалистичных ее портретов, стиль которого слишком далек от привычного «кубизма» Пикассо. Она написана с особой нежностью и любовью. Она предстает не странной кубофутуристической композицией, а вполне реальной, живой женщиной. Жаклин изображена в поясе, ее вытянутое бледное лицо смотрит прямо перед собой долгим, мечтательным и нежным взглядом, наполненным мыслями и чувствами.
Вся картина выполнена в холодных, темных, спокойных тонах – серо-черный фон, женщина в темной одежде и черный платок, подчеркивающий белизну ее кожи. Картина не кажется мрачной, наоборот – холодные тона придают ей особый шарм, будто она написана ночью при лунном свете, или в сумерках.
Эта женщина была не только музой художника. Она беззаветно любила великого мастера и ухаживала за ним в старости, когда он был почти слеп. После его смерти она была настолько опустошена, что окружающие всерьез опасались за ее состояние… Однако ей удалось выздороветь, она стала хранительницей и хранительницей великого творческого наследия Пикассо. Но, несмотря на это, накануне одной из грандиозных выставок Пикассо в испанской столице она застрелилась, пережив его всего на 13 лет…