Картина «Менины» Диего Веласкеса, которую также называли «Семья Филиппа IV», была написана в 1956 году и является одной из самых известных картин в мире. В настоящее время он хранится в музее Прадо в Мадриде.
В музее Пикассо в Барселоне хранится 58 вариаций на не менее известную во всем мире тему «Менины», написанные Пабло Пикассо в 1957 году и названные «Менины». По Веласкесу».
Художник написал 44 полотна за 4-4 месяца, где картина в целом и образы с нее поддавались тщательной проработке. Пикассо отказался
от реалистического стиля письма и использована технология «пластических символов», представляющая собой символику трансформирующегося пространства, открытых локальных цветов и геометрических форм. В 1957 году Пикассо получил полную творческую свободу, пройдя перед этим ряд экспериментов, позволивших ему создать собственное видение жизни.
Художник подошел к изучению образа с философской точки зрения: каждый образ рассматривается как минимум с двух сторон, сторон добра и зла. Собака может быть как черным жалящим волком, так и белым невинным существом. Первый персонаж справа — мальчик Николасито, который может олицетворять детство и непосредственность и в то же время быть символом агрессии.
И в первой, и во второй версии разыгрывается один и тот же треугольник и красный цвет. Горничная, подавшая стакан, Мария Агустина Сармьенто, впитала в свой образ детскую наивность, переросшую в злобу. Окончательное изображение — зеленый треугольник — символ смерти, в который входит лицо маленькой девочки, ранее трансформировавшееся в белую гипсовую маску.
Образ придворного маршала переходит от «человека в черном» к растерзанному Христу. Юная Маргарита изображена более устойчивым образом – за ней закреплен свет белого и желтого, а в распростертых руках Пикассо увидел жест распятого Христа.