Картины Пикассо долгое время никем не узнавались, так как их абсолютно никто не понимал, а тех, кто находил в них некий шарм, можно было пересчитать по пальцам одной руки. Так продолжалось до тех пор, пока он не начал рисовать в своем собственном стиле, называемом кубизмом. И лучшие его картины были написаны на раннем этапе его жизни, и среди них «Скрипка», год написания которой 1912. Причем художник, как всегда, отходит от традиционного изображения предметов, он предпочитает дать зрителю возможность понять
установить и создать целостную картину.
Так скрипка разбирается на сотни мелких деталей, собрать которые может каждый. При этом все отдельные детали этой скрипки слажены, каждая из них прорисована с очень высокой точностью и детализацией. Целью художника было не изображение самой скрипки, а стремление уловить ту музыку, которую можно достичь с помощью скрипки. Музыка, звучащая синхронно с творчеством самого художника, который в то время увлекся музыкой и музыкальными инструментами.
Изображение помещено в яйцевидный овал, по задумке художника, именно овал должен напоминать зрителю о скрипке. Чтобы показать зрителю, что это действительно скрипка Пикассо, в изображение вклиниваются деревянные элементы, служащие прекрасным напоминанием о том, что перед глазами настоящая скрипка, которую может видеть только мыслитель.
Картина написана в стиле кубизма, но это уже не ранний кубизм, а более зрелое его понимание, которое художник выразит в последующих картинах, и в то же время представляет собой неразрешимую задачу для поклонников его таланта, и вопрос: что бы сказал великий мастер на этой картине? Подобных картин у Пикассо было несколько, так как этот период его творчества был полностью посвящен музыке, а потому уже через год, в 1913 году, появляется картина «Скрипка и виноград», «Кларнет и скрипка» и несколько картин на эту же тематику.
Прожив долгую и плодотворную жизнь, художник сменил множество направлений в искусстве, но вершиной его творчества остается кубизм.