Сватовство майора — самая известная картина русского художника Павла Андреевича Федотова. Действие тесно связано с реальными историями того времени.
Нередко бедные дворяне стремились жениться на дочерях купцов, что позволяло им получать богатое приданое. Таким образом, они обменяли свою знать на золото, а купцы приобрели хорошие связи и щедрость для своих внуков. Естественно, никакой любви не было, она не была ни с одной из сторон.
Похожее изображение
из жизни мы видим у Федотова. Жених-офицер стоит в стороне, покручивая тугие усы и думая о богатой сумме, которую он может получить после свадьбы. На центральном фоне напуганная и милая невеста, одетая в богатое бело-розовое платье (пожалуй, единственный положительный персонаж этой картины), пытается убежать от матери, властно удерживающей дочь.
Отец девушки стоит рядом и торопливо застегивает кафтан своего пальто, тоже обдумывая свою выгоду от предстоящей свадьбы. Свах сталкивается с отцом семейства и пытается скрыть свое волнение за невесту. Рядом слуга, иронически наблюдая за происходящим, готовит комнату к встрече с важным гостем. И только котенок на переднем плане картины занят своим важным делом, умывается с довольным видом и не думает о предстоящей помолвке.
Таким образом, полотно рассказывает нам о простой «продаже» девушки, которую воспитывали, наряжали, образовывали, чтобы потом выйти замуж ради собственной выгоды. Мы понимаем, что при таком подходе человек становится вещью. Вспомним слова знаменитой приданой Н. А. Островского Ларисы: «Я вещь, красивая игрушка». Вещь, которую можно продать при желании и получить прибыль от продажи.
Современники встретили картину с одобрением, о ней писали ведущие газеты Петербурга, указывая на подобные свадебные договоры как на позорное пятно на обычаях своего времени.