1940; масло, картон; 65×55; Русский музей.
Представитель жанра «аналитический реализм» Павел Николаевич Филонов относится к художникам-самоучкам. Он происходил из простой семьи и получил профессиональное образование живописца, но желание рисовать пробудилось в нем еще в ранней юности. Филонов обладал незаурядным чувством меры, что отмечали его преподаватели из Московской художественной академии, куда он был принят вольнослушателем. Однако, проучившись два года, Филонов был вынужден покинуть стены академии.
Его
самобытный выразительный стиль письма слишком противоречил тому, что считалось правильным и уместным у художников простого советского народа. Филоновский авангардизм скорее по-своему следовал школе французских мастеров жанра. Свое уникальное видение реальности он отстаивал бескомпромиссно, несмотря на все трудности, которые ему пришлось пережить.
Картина «Лица» относится к зрелому творчеству художника. Это часть импровизированного «триптиха» из трех картин, написанных в 1940 году и имеющих одинаковое название. Одна из работ, к сожалению, утеряна.
На этом полотне выделяются пять фигур взрослых мужчин, две из них, на переднем плане, изображены по пояс, еще две, на заднем плане картины, видны только за плечи, и только часть головы пятая скрыта за персонажами на переднем плане. Насколько может видеть зритель, все фигуры обнажены. Лица их очерчены резкими резкими штрихами, на них явно видны следы тяжелой жизни. Мимика персонажей напряжена, они внимательно смотрят вдаль, словно пытаясь заглянуть за рамку картины куда-то в сторону.
Фигуры словно «вплавились» в узорчатую мозаику, окружающую их со всех сторон. В цветных фрагментах фона, заполняющих картину, можно увидеть дома или элементы пейзажа, или фрагменты лиц — воображение зрителя подсказывает его видение. Как и во всех полотнах Филонова, здесь показана внутренняя сущность жизни, требующая внимательного, вдумчивого изучения.