Павел Филонова — один из самых умных и сложных художников ХХ века. Его называли «очевидцем невиданного», «консервативным футуристом». Творчество художника повысило интерес к авангардным течениям в СССР.
Картины П. Филонова отличались масштабностью, отказом от очевидной стороны действительности и стремлением отразить мир видимых и невидимых явлений, происхождение бытия. Его искусство носило аналитический характер, пытаясь доказать, что форма и цвет — не единственные инструменты для передачи визуальной мысли.
На
при таком подходе идея картин П. Филонова всегда была трудно объяснима и понятна. «Первая симфония Шостаковича» — одна из известных интерпретаций, отражающих творческие принципы живописи мастера. Художник объяснял суть аналитического искусства, изображая предмет с разных точек зрения, создавая замысловатый рисунок. Метафорические образы художника отражают бесплотные формы мысли и сознания. В композиции этого произведения человеческие лица выходят из глубины «единиц действия» на поверхность.
Картина написана в 1935 году под влиянием услышанного по радио. П. Филонов был очарован музыкальной формой симфонии Шостаковича. Союз искусства и музыки — область исключительной выразительности для нового образа той эпохи. Художник смог визуализировать мелодию, которая затронула его эмоции и разум.
На холсте в водовороте рождается «организм» государства. Разноцветный фон, словно пазл, заполняет всю комнату бесформенной массой. Разноцветная вязкая «грязь» обтекает лица и уподобляется медленному течению времени, переменам и хаотическому хаотическому процессу развития времени.
Лица людей, запечатленные в разных ракурсах, отражают музыкальные переходы музыкальной композиции и общественное настроение того времени. Тревога и грусть – лица в нижней части композиции, выражение лица справа напряжённое, что подчёркивается плотно сжатыми губами и тёмно сдвинутыми бровями. Начав из темноты и взяв в руки часть флейты, появляется нежный, хрупкий женский профиль с легким румянцем чуть в стороне от центра.
Третья часть симфонии трагична и предвещает необратимые бедствия. Верх картины содержит однотипные профили, в глазах отражаются обреченность и пассивность. Строители «государственного организма» полны противоречий и сомнений, стараются казаться невозмутимыми и с энтузиазмом стремятся к новой жизни. Однако предвестник беды мешает им уйти.
Первая симфония Шостаковича представляет собой сложное сочетание смыслов и символов. Господствующее представление о хаосе смягчают лучи и чистые голубые оттенки в лицах, вселяющие призрачные надежды на возможное светлое будущее.