Представитель советского авангарда в живописи Павел Филонов фигура загадочная и неоднозначная. Большую часть своей жизни художник провел в Ленинграде, где фанатично создавал уникальные шедевры вплоть до своей гибели во время блокады.
Жил он скромно, иногда даже в крайней нищете, что заставляло его забывать о личных предпочтениях в предметах искусства и браться за общественные заказы. Одной из таких работ является полотно с изображением И.В. Сталина 1936 года по заказу Клуба моряков.
Даже если бы пришлось отказаться в госзаказе
от основного направления, вдохновившего художника, сочетавшего в себе черты экспрессионизма, фовизма, кубизма и футуризма — словом, авангарда, «Портрет Сталина» до сих пор несет в себе глубокое содержание, присущее филоновским полотнам, несмотря на социалистическую стилистику реализм.
Перед нами портрет молодого человека. Его лицо кажется каким-то деревянным, конический череп покрыт густыми черными волосами, лоб узок, глаза окружены вздутыми веками, тонкая линия губ прикрыта крупными остриженными усами. Он очень красиво одет: в военной шинели, сквозь которую выглядывает воротник белой рубашки. Фигура изображена на холодном голубоватом фоне.
Что больше всего бросается в глаза, так это глаза мужчины: большие и черные, они смотрят уверенно, без единой запинки, вперед. Какая-то непроницаемая тьма, кажется, смотрит на нас, грозная и свирепая.
В облике Иосифа Виссарионовича угадываются решительность и несгибаемость. Какое решение он принял на этот раз и приготовился к казни? Догадки отталкивают и пугают. Солдатское хладнокровие и убийственная хитрость завершают характеристику портрета.
Павел Филонов бережно хранил свое творческое наследие, отказываясь от продажи за границу, чтобы теперь все желающие могли увидеть шедевры живописи в петербургском Русском музее.