Триптих был заказан художнику в годы Великой Отечественной войны, когда тема противостояния оккупантам была центральной в искусстве. Солдаты, ушедшие на фронт, вдохновлялись им. В нем нашли утешение и те, кто был в тылу, кто давал солдатам еду, оружие и одежду.
«Александр Невский» писался под сводки с фронта, под грохот зенитных орудий, под яркий свет рассекающих небо прожекторов. Он был призван вызвать в душах публики подъем и воодушевление, уверенность в том, что врага можно победить, каким бы страшным он ни был
он не работал, и как бы многочисленны ни были его полчища.
На левой и правой сторонах триптиха солдаты идут на войну. Их провожают женщины — старая мать, опирающаяся на палку, жена, держащая на руках маленького ребенка. За них стоит бороться, чтобы жизнь продолжалась, ребенок рос, мать смогла дожить свой век в мире и спокойствии, а не во всепоглощающем страхе перед сыном. Сама земля, река, деревня, церквушка тоже нуждаются в защите, и тоже будут ждать сыновей.
В середине естественно развивается образ воина. Александр Невский – человек, остановивший тевтонских рыцарей, который больше никто не смог вдохновить защитников страны на борьбу с фашистскими захватчиками. В его фигуре есть что-то монументальное, память о старых богатырях, и в то же время — строгость иконописи, знамя с ликом Христа, что напоминает о святости земли русской. Он стоит, опираясь на меч, за спиной у него закинуто знамя и развевающийся на ветру плащ, и, полностью одетый в доспехи, ждет прихода тех, кому нужно сражаться. Они придут и умрут от меча, который они принесли.
А за ним беззащитная, дорогая, любимая страна. Город с белыми стенами у реки, облачное, морщинистое небо, готовое, кажется, расплакаться. Вам предстоит сражаться за них, за детей и матерей, оставшихся в городе. А не победить невозможно — как не мог не победить в свое время и Александр.