Б.Е. Мейерхольд — один из гениев театрального искусства. Как реформатор в своей области Всеволод Эмильевич не мог смириться с перестановками во властных кругах, происходившими между 1937 и 1938 годами.
7 января 1938 года Художественный комитет принял решение о закрытии Государственного театра, носящего его имя. Выдающийся режиссер не мог игнорировать факт такого произвола, но ничего не мог поделать. В конечном итоге неосторожные заявления приводят к аресту, а затем и к смерти
Мейерхольд.
Незадолго до ареста П. П. Кончаловский написал портрет Мейнхольда, изобразив при помощи красок то, что нельзя было выразить словами. Мужчина на картине застыл в позе, подчеркивающей наличие конфликта между личностью и окружающей действительностью. Поскольку он полностью уверен в справедливости суждений своих товарищей по работе, партийной деятельности, членов семьи и просто соседей, он не готов принять удар в спину, который уготовила ему судьба. И все же он понимает, что этого не избежать.
Мейерхольд изображен лежащим. Опора для левой руки – поверхность дивана, покрытая пестрым покрывалом. Фоном фото была обычная советская квартира, поэтому за спиной модели можно увидеть ковер с ярким рисунком.
Яркий ковер, такое же яркое покрывало и какая-то непринужденная обстановка создают обманчивое впечатление.
Неискушенному зрителю кажется, что перед ним мечтатель, не обремененный никакими заботами и не знающий превратностей жизни. Только присмотревшись можно понять, что человек оторван от окружающей действительности, в его взгляде присутствует апатия и дрейф. Портрет, сделанный Кончаловским, — последняя картина режиссера. Картина хранится в собрании живописи Третьяковской галереи.