Кончаловский — российский и советский художник, известный своими натюрмортами и портретами. Работал в стиле постимпрессионизма, кубизма, фовизма, был председателем объединения художников «Бубновый валет». Члены этого объединения отрицали академическую живопись и реализм, ставя собственное восприятие этой реальности выше действительности.
Забавна игра слов в названии, в те годы оно звучало совершенно однозначно — «бубнами» называли каторжников, в основном политических, отличившихся
плащ с черным ромбом на спине. Название также отсылает к слову «валтовый», которое было сленговым и означало «крутой», «причудливый». В общем, получилось имя, которое должно было вызвать страх, удивление, святое осуждение или волну веселья у среднего обывателя, что в какой-то мере свидетельствует о своеобразном юморе Кончаловского.
«Сирень» — один из его натюрмортов, вобравший в себя все черты, отличающие творчество художника. Здесь внимание к деталям, аккуратность и преувеличенно блестящий реализм – виден каждый цветочек в соцветии, вода в вазе, опавшие лепестки.
Сирень на картине выглядит живой, и само воображение рисует ей историю. Для кого-то — о ребенке, подарившем маме букет, для кого-то — о молодом любовнике, подарившем своей даме трогательный букет первой сирени, для кого-то — о старичке, который хочет порадовать свою больную жену.
Сирень кажется настоящей, кажется, что чувствуется аромат, и своеобразная многомерность образа (можно придумывать истории, можно вспоминать лучшее из перышек в жизни, можно просто любоваться цветами, ни о чем не думая) добавляет ей очарования, как и все ее детали.
Ветки ломаются в воде, ветка, еще не поставленная в вазу, засыхает.