Его называют основоположником русского акварельного портрета. «Замечательное сходство, прекрасный рисунок и приятная мягкость красок» — такую характеристику давали творчеству мастера его современники. Художник написал множество портретов членов царской семьи и гостей при дворе императрицы. Его кисти принадлежит более 500 портретов современников. Можно сказать, что Соколов создавал историю в лицах. Скорость исполнения без изнурительных сеансов позирования и легкость цвета сделали акварельный портрет экстремальным
популярный.
Художнику принадлежит одна из лучших картин Пушкина. Поэт изображен сидящим в кресле в своей излюбленной позе – со скрещенными руками завязанный причудливым узлом платок приподнимает концы белоснежного воротника. Темное платье подчеркивает овал лица, непокорные кудри и спокойное выражение, которое он видит вдалеке. Какие образы роятся за ясной видимостью, окутанной мечтательной дымкой? Кто знает. Но благодаря акварелям Соколова образ поэта сохранился для будущих поколений.
Сам художник показал свое отношение к произведению, подписав его. Картина не сразу нашла свое место. Пушкин передал ее своему брату А. О. Смирновой, затем картина досталась П. Н. Батюшкову, а позже попала к А. А. Бахрушину.
Именно акварель смогла передать самый полет мысли великого поэта. Прозрачная легкость краски и легкая размытость контуров передают скорость времени, величие и славу. Все проходит, а искусство и память остаются в стихах и картинах.