Две обезьяны Питера Брейгеля Старшего (Две обезьяны на цепи) написаны маслом на дереве в 1562 году.
Жанр — анимация.
Сюжет основан на двух коричневых обезьянах, прикованных к одному кольцу. Они сидят на широком низком окне с видом на Антверпен, залив с кораблями, башнями и домами, затерянными в тумане. Животные и цепь – самые яркие образы произведения. Они детализированы и ярки. Одно животное повернуто к зрителю, но его почти человеческий вид
направлен внутрь, в глубины своей души. Суженные, скорченные позы свидетельствуют о потере и одиночестве. Они отвернулись друг от друга. Они хоть и близки, но не связаны, не поддерживают друг друга.
В наклонах головы, чертах лица, позах, безвольно опущенных хвостах видны тоска, апатия, отчаяние и понимание невозможности свободы. Контраст создают парящие над морем птицы — они, в отличие от прикованных животных, обладают свободой воли. Интересно, что птицы летают парами, повторяя образ двух животных.
Еще один контраст создается массивным оконным проемом и изящным, прозрачным изображением природы и города за окном. Пейзаж на заднем плане написан в мягких нежных тонах. Ему свойственна легкость, некоторая меланхолия, грусть в отличие от тяжести, монументальности и неподвижности стен и подоконников.
Произведение представляет собой символическое изображение греха и дурных инстинктов. Обезьяны предстают как воплощение пороков – безрассудства, излишеств и легкомыслия. Цепь, которая их держит, направлена на укрощение грехов и низменных желаний. Пустая скорлупа — это все, что осталось от прежней, наполненной, но теперь уже оборвавшейся жизни.
Возможно, образ автобиографичен и связан с романом автора со служанкой и отъездом из Антверпена.
Работа хранится в Государственном музее Берлина.