Падение мятежных ангелов было написано фламандским художником Питером Брейгелем Старшим маслом на дереве в 1562 году.
Действие основано на библейской истории об ангелах, восстающих в гордыне, и символически отражает конец света, когда человечество, погрязшее в жестокости и глупости, будет осуждено на смерть.
В центре картины архангел Михаил в голубом одеянии. С помощью меча с золотой полупрозрачной рукоятью он побеждает дракона, который, по всей вероятности, символизирует сатану.
На вершине
изображения — сверкающий шар, изображающий небо. Ангелы света сражаются с темной армией восставших против Бога и играют победную песнь на божественных трубах. Фигуры здесь яркие, четкие, с детализированными лицами. Крылышки приготовлены с большим виртуозом. Движение свободное. Исключение составляют падающие изображения. Несмотря на их белые одежды и золотые крылья, видно, что они уже побеждены и, раскинув руки, безвольно падают вниз.
Нижняя половина изображения темная, мрачная, требуется усилие для разделения отдельных образов. Здесь все смешано, богато, плотно и хаотично. Фигуры в Аду теряют человеческий облик и превращаются в ужасных монстров с огромными ртами и клешнями. Лица и глаза, которые еще можно увидеть, наполнены ужасом, рты открыты в безумном крике.
Цветовая гамма нижней и верхней частей разная. Верх выполнен в оттенках синего, синего, желтого и белого цветов. Цвета насыщенные, яркие и сияющие. Нижняя часть заполнена темными и зловещими цветами. Коричневые, темно-красные, вредные желтые, серые и зеленые контуры производят впечатление страшной смеси, убивающей весь свет и забирающей жизнь.
На картине прекрасно проработана перспектива – ее подчеркивает размер фигур – на переднем плане они крупные, вверху – маленькие. Движение передается по направлению падения.
Работа хранится в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе.