Картина Питера Брейгеля «Триумф смерти» необычайно мрачна. На ней изображено торжество смерти, которая правит всем. Чувствуется поистине глобальный конец для всего человечества, хотя здесь, в отличие от предыдущих картин художника, нет демонизма.
Внезапно случилось так, что законы были прерваны, и некая граница между царством живых и царством мертвых была нарушена, но недостаточно надежная.
Этот сюжет живописец не придумал. Даже в средние века подобные мотивы встречались на иконах. На таких картинках
смерть начинает править миром вечной косой.
Брейгель объединил существовавшие до него мотивы и создал нечто свое. В его интерпретации смерть рубит всех. Живописец внес и элемент насмешки над людьми (смерть внешне кажется милосердной). Брейгель создает панораму и видит все происходящее сверху.
Некоторые пытаются сопротивляться. Так высокий мужчина пытается сопротивляться Смерти, но тщетно. Мы видим парочку влюбленных, занимающихся музыкой и совершенно не подозревающих о том, что произойдет в следующий момент.
В процессе тщательного рассмотрения деталей бросается в глаза, что повсюду разбросаны сотни черепов и скелетов. Художнику удается изображать, казалось бы, однообразные черепа в таких невероятных позах, что они приобретают определенное выражение лица.
Земля совершенно пуста и бесплодна. Вместо растительности — виселица и казнь.
На картине изображен суд над мертвыми. Мы видим скелеты на поддоне, одетые в какое-то белое вместе. Они как суд. Современники Брейгеля усмотрели в такой сцене явный намек на святую инквизицию и ее трибунал.
Произведение Брейгеля более чем актуально, но смысл скрыт под абсолютно традиционными мотивами действия.