Описание картины:
Религиозную составляющую картин Микеланджело Меризи да Караваджо можно считать основополагающей. Несмотря на то, что у художника есть много других работ, признание художник получает именно после написания «Призвания апостола Матфея».
Примечательно, что это первая публичная картина художника, написанная не по частному заказу. Полотно и по сей день украшает стены римской капеллы Контарелли вместе с двумя другими крупными работами мастера, что собственно и сделало его самым известным живописцем религиозной тематики в Риме конца XVI — начала XVII веков.
Караваджо удалось создать полотно, не нарушая собственного взгляда на вещи. Картина сохраняет реалистичность, присущую руке художника.
Картина переносит нас в ту часть библейской истории, когда мытарь Левий Матфей встречает на своем жизненном пути Иисуса, а после него становится одним из его ближайших апостолов. Судя по обстановке, действие происходит в таверне, где Леви знакомится с одним из должников. Пока налогоплательщики пересчитывают монеты, в таверне появляются два человека — апостол Петр, изображенный совершенно ничем не примечательным человеком в бедной одежде, и сам Иисус, стоящий позади ученика.
Некоторые современники считали очевидным, что Сын Божий скрывался чуть ли не в тени своего апостола. Несмотря на поверхностную скрытность персонажа, Караваджо удалось выделить Иисуса на фоне других присутствующих: жест, которым он указывает на Матфея, проницательный взгляд, выразительные черты лица и, конечно же, нимб над головой не оставляют сомнений в том, что это Иисус.
Еще больше вопросов у критиков вызывает фигура Левия Матфея, в отношении которой и по сей день существует немало сомнений. Кто из собравшихся за столом тот самый мытарь? Исходя из визуального восприятия, взгляд падает на молодого бородатого мужчину, сидящего посреди стола. Его лицо падает в лучи света, которые ворвались в темноту комнаты вместе с вошедшими. Он показывает пальцем на себя, как бы уточняя, действительно ли гости пришли за ним. Эта версия самая распространенная, но есть и другая.
Ближе всего к стулу сидит молодой человек и склоняется над кучей монет. В одной руке крепко связан бумажник. Луч света попадает и на него, но его глаза опущены. Пока он не видит новичков. Есть вероятность, что это Мэтью, все еще погруженный в свой мир жадности и тьмы. Может быть, через секунду он поднимет голову и увидит нечто, что полностью изменит его жизнь.
Обе версии вероятны, обе версии по-своему обоснованы. Но гораздо важнее другое: художник дает зрителю совершенно обычную историю с очень красивой моралью. Обычные люди сидят в простом кабаке, со своими грехами и пороками, страхами и предрассудками. И каждый из них в любой момент своей жизни может оказаться Левием Матвеем.
Другие картины Микеланджело Караваджо
Бахус
Жертва Исаака
Ужин в Эммаусе
Смерть Мэри
Музыканты
Лютнист
Молодой человек с корзиной фруктов
Мученичество апостола Матфея
Иоанн Креститель
Давид с головой Голиафа
Мадонна Палафреньери
Святой Иероним
Больной Бахус
Корзина фруктов
Положение в гробу
Круглее
Отдых на рейсе в Египет
Мальчика укусила ящерица
Обращение Саула