В решающие годы своего творческого пути Рафаэль Санти проживает во Флоренции. С 1504 года художник впитал в себя мастерство работавшего здесь Микеланджело и его одаренного коллеги Леонардо да Винчи. До этого молодой Рафаэль осваивал традиции только начала Возрождения. Теперь он многое перенял от стиля мастеров, чей талант был в расцвете. Кроме того, живописец много занимался рисованием, изучал пропорции и пластику тела, осваивал контрасты между светом и тенью.
«Мадонна в зелени» — результат этого
кропотливое и страстное изучение. Картина написана в 1506 году. На ней изображена Богородица в пейзаже, сидящая на лугу. У ее ног лежат двое младенцев: Иисус рядом с Иоанном Крестителем. Апокрифические свидетельства указывают на то, что Креститель признал Христа Мессией, когда они были еще детьми. Религиозная история стала прекрасным средством для изображения новой истории великого духовного путешествия.
«Мадонна в зелени» лирична, музыкальна, в меру красочна. Юная Мария с легким румянцем на фарфоровом лице опускает нежный взор на младенцев; любовь и спокойствие читаются в ее облике. Мальчик Йоханнес в полусидячем положении протягивает стоящему Иисусу деревянный крест. Великолепные формы трех фигур выражают благополучие.
Детально прорисован пейзажный фон. На нем по ширине полотна тянется водная гладь, возвышаются горы и город. Ближайшая плоскость заполнена слоями оливок и насыщенной зелени. Композиция имеет пирамидальную структуру.
Рафаэль написал несколько «Мадонн» с 15 лет. Одна из лучших — «Мадонна в зелени». Полотно предназначалось Таддео Таддеи, другу и покровителю художника, позже оно попало в коллекцию дворца Бельведер, а сейчас находится в Венском историческом музее.