Рафаэль — один из самых известных художников эпохи Возрождения. В его произведениях (он всегда отдавал предпочтение мифологическим или религиозным сюжетам) древние сюжеты обретали плоть и кровь. Всегда удивительно телесные и осязаемые, они были не концентрированной святостью икон, а своеобразным напоминанием о том, что Христос был не только Богом, но и человеком, а его земные мать и отец всегда были людьми.
Святое Семейство продолжает эту традицию. На нем изображена семейная сцена, которая могла иметь место
в любой земной семье. Жаркий летний день, младенец Христос играет с ягнёнком и оседлал его. Мать помогает ему держаться, чтобы он не поскользнулся и не ушибся, Иосиф, опираясь на посох, наблюдает за ними, готовый, если что, прийти на помощь. Обыкновенная детская игра.
Мария носит сине-алую одежду, ее волосы покрыты белым платком. Джозеф одет в голубое и желтое, у него седые волосы и морщинистое лицо. Посох в его руках — просто отполированная палка. Ягненок спокойно терпит оседлавшего его младенца, а сам мальчик вопросительно смотрит на мать. Любопытный и немного недовольный. Он выглядит так, будто ему не нравится, когда игру прерывают, и он готов расплакаться, чтобы взрослые точно знали, с чем он имеет дело.
На горизонте виднеется замок, церковь с голубым шпилем, а вся природа вокруг дышит ласковым теплом, при этом не бьясь. Да, это голубое, слегка выцветшее небо. Это дерево и земля. Но они лишь фон для главных героев.
Однако, если посмотреть немного глубже, становится понятно, что у изображения есть и другой смысл, который немного сложнее, чем игра. Агнец – это символ будущей жертвы Христа, и если знать о нем, то к зрителю приближается неумолимое будущее. Простая сцена становится предвестником пути на Голгофу и страданий.
Каким бы обыденным и понятным ни было происходящее, избавиться от призрака будущего в нем не удастся.