Рембрандт писал стариков чуть ли не с величайшей радостью. Прожитая жизнь казалась ему чем-то, что оставляет в человеке неизгладимый след, который при известном таланте можно читать, как открытую книгу. Он рисовал и молодежь, и детей, но лучшими натурщиками для него всегда были старики.
«Портрет старухи» — его очередное обращение к любимому сюжету. Женщина, изображенная на нем, невероятно стара. У нее морщинистое лицо, темные глаза, одежда, более подходящая для вдовы, чем для замужней женщины, черная шаль,
коричневая блузка, черная шляпка — старуха скрестила руки на коленях, сама сидит, глубоко утопая в кресле, от которого на картине только гладкие деревянные подлокотники.
Ее кожа похожа по цвету на дерево. Руки сжаты, искривлены от артрита и тяжелой работы, на них выпирают вены. Она смотрит немного в сторону, и внешность ее очень типична для стариков — в ней нет ни интереса, ни радости, только усталость и готовность перейти границу смерти, когда придет время, без страха и без мольбы о отсрочка.
Следы, которые оставила жизнь на ее лице, говорят о долгом и тяжелом веке. Она много страдала и много радовалась. Она пережила много лет, вырастила детей, вскормила внуков, и все это видно в ней, в ее лице, в ее глазах.
Рембрандт не боялся изображать старость такой, какая она есть. Во все времена воспевалась молодость, ее гордая красота, ее сила и устремленность вперед. Рембрандт тоже видел прелесть старости. Она не показалась ему ни отвратительной, ни страшной.
Наоборот, для него она не была поводом не любить человека. Каждый из нас вступает в старость, каждый из нас рано или поздно к ней придет. Спина прогнется, кожа сохнет, каждый год на лице остаются следы.
А вот старуха с портрета, да и другие его старики как будто с портретов говорят — это не страшно. Это случится с каждым, и даже в старости вы сможете сохранять спокойное достоинство.