Великий голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн был великим мастером изображения человеческих эмоций и переживаний. Жанровые произведения мастера очень разнообразны, но на какую бы тему он ни писал, определяющей для него всегда была глубина человеческих страстей. Одним из учителей Рембрандта был Петер Ластман, и он оказал наибольшее влияние на стиль своего ученика. Именно от него молодой писатель перенял своеобразную пестроту образа и внимание к мелким деталям. В своих ранних работах Рембрандт стремился
вы сможете напечатать все мелочи и детали на картинках надежнее и тщательнее. Также одной из особенностей художника является пристрастие к автопортретам. В юности он часто изображал себя в эскизах к картинам, в самых замысловатых нарядах и причудливых позах. Позже на многих полотнах Рембрандт также дал персонажам собственные лица.
В картине «Прощание Давида с Ионафаном» творец изобразил библейскую сцену, описанную в Первой Книге Царств. Согласно Ветхому Завету, Ионафан был сыном царя Саула и другом царя Давида. Первоначально юный Давид, которому в младенчестве было предсказано неслыханное величие и престол, служил Саулу, первому царю народа Израиля. В это время он подружился с Ионафаном (Ионафаном), сыном Саула. Победы Давида над филистимлянами в качестве полководца и убийство Голиафа стали затмевать славу Саула, после чего завистливый царь разгневался на своего верного воина. Опасаясь, что Давид позже займет его место, Саул дважды пытался убить его; уже не скрывая ревности и вражды, он открыто метнул копье в Давида. Командир был вынужден бежать в Раму.
Отношения между Давидом и Ионафаном считаются прекрасным примером библейской дружбы. Именно сын царя дважды спас Давида от смерти, навлек на себя гнев отца. Зная, что в будущем ему придется отречься от престола в пользу Давида, несмотря на его родство, он с радостью согласился быть вторым после своего ближайшего друга. На картине мы видим расставание двух близких людей перед бегством Давида, у святого камня Азаил. Только суровое лицо Ионафана обращено к зрителю — Давид изображен сзади, присевший в отчаянии на груди своего друга. Считается, что смерть жены Саскии вдохновила Рембрандта на создание картины. Давид, лица которого мы не видим, похож на девушку фигурой и почти белыми волосами; Рембрандт наделил Джонатана собственными чертами. Известно, что изначально картина выставлялась в траурной черной раме, что подтверждает эту версию.
Общий золотистый тон, в который написаны герои полотна, контрастирует с сумрачным коричневатым фоном. Художник видит дружбу героев, их преданность друг другу, словно озаренные золотым сиянием; но реальность, разделяющая двух мужчин, темна и беспощадна. Нежный и светлый образ плачущего Давида, облаченного в розовые одежды, притягивает взгляд; Джонатан, богато одетый в светло-зеленый, серьезный и мрачный, несколько в тени. Полотно пронизано запредельной тоской и печалью. Картина Рембрандта «Прощание Давида с Ионафаном» была приобретена Петром Великим для его коллекции и в настоящее время находится в Эрмитаже. Это было первое полотно, пришедшее в Россию из Европы.