Работы художников на редкие темы и сюжеты представляют особую ценность в культурно-историческом наследии. Одной из таких сцен является изображение персонажей Библии Саула и Давида.
Голландский живописец Рембрандт выполнил с этими героями целых два полотна: первое в 1630 году, следующее — в период с 1655 по 1660 год. Обе картины имеют один и тот же смысл, но можно проследить, как заметно выросло мастерство исполнения за почти 30-летний период творческой деятельности Рембрандта. Долго шли споры
об авторстве второй картины, но экспертам в результате долгих изысканий удалось доказать принадлежность полотна.
Чтобы лучше понять и яснее прочувствовать картину, нужно погрузиться в исторические факты. В книге Ветхого Завета Саул указан как первый царь Израильского царства. Давид — второй правящий помазанный пророк. Но до прихода к власти Давид был искусным воином и музыкантом при дворе Саула. Именно в этот период происходит то, что изображено на полотне живописца.
Савлу не были свойственны смирение и любовь к Богу, поэтому его часто беспокоили мрачные мысли и плохое настроение. Излечить меланхолию короля смогла только мысленная игра на музыкальном инструменте. Саул был известным арфистом, он облегчил бремя души своего правителя.
Помимо прямого описания действия Ветхого Завета, художник обращает внимание на проблему социального неравенства. Человек с властью изображен сидящим высоким, крупным, а присутствующий музыкант играет на коленях, его фигура даже не полностью помещается в композицию, она большей частью обрезана.
Саул держит копье и снова думает об убийстве молодого Давида. Царь предчувствует свой отъезд и торжество Давида, потому что не хочет и завидует, впадает в смятение.
Рембрандт умел мастерски передать потаенные мысли и желания, царящие в глубине души персонажей.