Сальвадор Дали не мог видеть, как нацистские войска ворвались в его родную Францию. Он уехал с женой в США, покинул любимые места и с болью и горечью понял, что все будет разрушено и разрушено.
Ужас войны, страх, кровопролитие переполняли сознание художника. Все, что было мило и дорого много лет, в одно мгновение было растоптано, сожжено и разорвано на куски. Казалось, все мечты, все планы были заживо погребены под фашистским сапогом.
В США Дали ждал успех, признание, его жизнь там была очень счастливой и насыщенной,
но когда художник отплыл на корабле и покинул Францию, он еще не знал этого. Каждый его нерв был натянут, как струна, эмоции требовали выхода, и тут же, на пароходе, Дали приступил к картине «Лицо войны» (1940).
На этот раз он отклонился от своей обычной манеры, картина написана предельно просто и доходчиво. Она кричала, она приходила в сознание, она сковывала ужасом всех, кто смотрел на нее.
На фоне выжженной, безжизненной пустыни изображена человеческая голова, которую сжимает гримаса ужаса и бесконечного страдания. Покрытый кожей безволосый череп — живой символ войны.
глазницы и кривые рты многократно повторяют этот кошмар. Черепа, черепа, черепа и даже нечеловеческий ужас — вот и все, что приносит война каждому, кто встанет у нее на пути. Рядом с войной нет жизни, а сама по себе она кошмарна и мертва.
Многочисленные змеи рождаются из головы и поедают ее. Они больше похожи на мерзких червей, но пасти у них открыты и кажется, что и сейчас слышно их злобное шипение.
Зритель картины не сторонний наблюдатель, он как бы находится здесь, просто смотрит на кошмарное лицо из пещеры. Это ощущение усиливается следом руки в углу картины.
Дали, как бы призывая к разуму, — теперь, когда ты под крышей, в пещере, подумай, стоит ли идти туда, где лишь безжизненная маска смерти, стоит ли начинать войны, пожирающие собственных новичков, который несет с собой бесконечные страдания и обречен на страшную смерть.