История создания этого образа началась с расставания. В 1929 году Дали приехал в свой любимый Кадакес. Однажды он решил навестить (к сожалению) французского поэта Поля Элюара с женой Еленой Дьяконовой, которая впоследствии будет известна любителям творчества Дали как Гала.
Сначала женщина не восприняла эксцентричного художника всерьез, но потом смогла разглядеть в фигуре сюрреалиста неординарную личность, так покорившую ее сердце. Результатом этой ситуации стало решение Галы уйти
Элюара и связывают свою жизнь с Дали.
По его собственным словам, художник должен запечатлеть лицо несчастного поэта — в качестве компенсации за украденную мышь. Но несмотря на то, что был заявлен портрет, картина в большей степени отражает переживания самого Дали. Так что полотно пропитано фрейдистскими символами. Сама голова поэта парит над унылым пейзажем, столь характерным для творчества Дали. Справа от Элюара голова льва, которая, по мнению художника, символизирует его боязнь женщин.
На верность такому толкованию указывает и женская голова, выполненная в виде кувшина. Опять же, от этого мотива веет фрейдизмом, что-то вроде — «женщина — сосуд, который надо наполнить». Слева от Элюара изображен сам художник с кузнечиками по всему лицу. Это насекомое также неоднократно появлялось на полотнах Сальвадора Дали. Она для художника воплощение всего страха, который только он может испытать.
Введение образа кузнечика имеет чисто психологическую мотивировку: Дали ужасался этих насекомых, которых использовали его не очень добрые одноклассники во время учебы в академии.