Дали — это не одна картина. Это сразу несколько полотен, которые он написал за несколько лет, а то и десятилетий, прежде чем уйти в мир иной. Ближе к 1983 году он стал писать все меньше и меньше, а работа в силу возраста становилась все труднее. Но все же он писал… И этот последний цикл его полотен воспринимается публикой совсем по-другому. Да и по концепции он отличается от всех циклов, еще более странным и таинственным, а потому заставляет еще больше фантазировать и принимать его философию за свою. По существу на всем пути
жизни он преобразовал свой живописный стиль — сюрреализм.
В любом случае полотна странные и в высшей степени философские. Не каждый способен расшифровать то, что нашел живописец. В список цикла «Последняя роль» входит несколько десятков произведений. В статье я также представлю парочку. Например, «Путь загадки». Странные мешки с примесью знаний, наверное. И каждый раз, когда мы разгадываем головоломку, такой мешок развязывается или рвется. Но посмотрите, сколько еще этих сумок! Сколько еще загадок!
Еще одно полотно из того же цикла – «Три загадки Гала». Гала, это русская муза Дали, его жена, его модель. Он часто изображал ее в своих работах. Но на этот раз только нос и губы, и песок, и две странные фигуры. Также это полотно представлено здесь в своей последней версии. Довольно философское полотно и как-то умы разные в восприятии этих загадок и вы точно не поймете о чем они. О красоте? О неизбежности потери красоты?
А третий холст — это вообще за гранью понимания. Это, скорее всего, геометрия, геометрия души. Хотя у него довольно странное название — «Ласточкин хвост». Но понять это полотно сложно, потому что оно не позволяет нам воспринимать все в реальности положения вещей.
Странный мир Дали и удивляет, и потрясает, доставляет удовольствие и вызывает некую депрессию.