Сальвадор Дали – самый известный художник-сюрреалист, которого все помнят по его тающему, мягкому колокольчику, льющемуся с ветвей. Его имя упоминают, когда начинают вспоминать об экстравагантных чудаках или когда заходит тема о том, насколько непонятно человеку современное искусство, а в свои годы он был настоящим культурным феноменом, всеобщим любимцем, гением, неоднократно вытиравшим ноги зрителям обожаю его.
Когда он говорил о своих картинах, он никогда не называл их искусством, а ассоциировался со звездами средств массовой информации
культуры, чем у старых художников.
Он зарабатывал на своем таланте, эпатировал тусклым светом, не признавал границ, использовал выразительность собственной кисти, чтобы вывернуться наизнанку, и проделывал смешнейший трюк — вот человек, вот он показывает дрожащий, живой внутри, но он сам еще дышит, еще двигается.
Его «Солнце» — довольно типичный для него образ, неразрешимый на первый взгляд. Смотреть на него поначалу все равно, что смотреть на кляксу любого художника-недоучки, потому что на первый взгляд видно только, что он огромный, золотой, пышный и похож просто на желтый диск.
Но если сделать несколько шагов назад, то становятся ясны детали — и вырисовывающееся на солнце лицо, обманутое, подмигивающее одним глазом, и его легкие ребра, и отдаленное сходство с монетой, положенной на ребро. Образ солнца лишен обычного ореола божественности и поклонения. Он кажется почти знакомым, как будто художник был близко знаком с ним.
И входят в него две смутные, смутные женские фигуры — точеные, одетые с оттенком высокой моды, отбрасывающие удлиненные красные тени.
На уровне ассоциации их уход напоминает уход из мирской жизни под властью золотого тельца — ведь недаром солнце так однозначно ассоциируется с монетой.