В творчестве итальянского художника периода 80-х годов XV века отчетливо виден интерес к фигуре Данте. Апеллируя к ипостаси известного поэта, автора бессмертной «Божественной комедии», живописец стремится пересмотреть свои взгляды после веселой и несколько развратной жизни с папой.
Сандро последовательно иллюстрирует все три части произведения и уделяет пристальное внимание содержанию текста. Большинство искусствоведов сходятся во мнении, что портрет поэта принадлежит кисти Боттичелли, продолжая тем самым тему
Данте в творчестве художника. Хотя это довольно спорный вопрос: есть предположение, что эту картину мог создать и кто-то из учеников итальянского мастера.
Портрет Данте прекрасно вписывается в круг творчества Сандро прежде всего его способом точной передачи мельчайших нюансов психологического состояния человека. Черты лица на портрете передают спокойствие, уверенность, величие и легкую меланхолию. Боттичелли как бы хотел подчеркнуть, что перед нами неординарная, великая, знаменитая личность. Этому способствует символическое значение деталей, сопровождающих лицо Данте.
Например, лавровый венок относится к его литературным достижениям, славе первого поэта эпохи Возрождения и создателя современного итальянского языка. Выбор Данте в качестве аватарки, скорее всего, продиктован ассоциациями с отпечатанными на них монетами и великими фигурами. Но красные одежды поэта напоминают монашеское одеяние, подчеркивая тем самым скромность и аскетизм Данте — черты, особенно важные для духовных исканий Боттичелли.
Из-под красной ткани, покрывающей голову поэта, виднеется опушка белого капюшона, символизирующего, по замыслу Сандро, и душевную чистоту, и самоиронию, которой не лишен ни один истинно великий человек.