Описание картины:
Картина была написана в сложный для художника период. Он пережил крах семейной жизни и нашел покой только в пьянстве. Лишь изредка мастер радовал публику действительно удачными работами.
Узкий зимник разделил пейзаж на две разные части. Слева был лес, несколько молодых березок по обочинам и ветки кустов. Справа пустота, кроме двух безжизненных стволов и молодой сосны. Снег выглядит рыхлым и лишен морозной свежести в цветовой гамме. У нас оттепель. Убегающая дорога в перспективе превращается в неглубокую колею и исчезает, не дойдя до горизонта. Где-то вдали река, покрытая льдом. Он скорее угадывается в пейзаже, «просящемся» в композицию.
Большая часть холста в этой работе отдана небу. Десятки оттенков синего, сдобренные зеленоватыми тонами, создают чудесный эффект тяжести и угнетенности. Еще минута и на землю ляжет снег, а может и дождь, который начнет разрушать неустойчивый зимний порядок. Словно старый ковер, неровный, лоскутный, покрыл небо и лес, и березки по обочинам, и неровную дорожную колею. Цветовой переход от светлого к штормовому синему и обратно к белому создает иллюзию темной полосы, пересекающей произведение. Темные облака создают ощущение напряжения в изображении.
За годы хранения в киосках картина изменила свой первоначальный цвет. Но мысль автора угадывается. Зритель чувствует атмосферу недружелюбного предчувствия, смутного беспокойства, напряжения. Березы разделены дорогой, как человеческие фигуры. Драма пейзажа завершается хрупкой молодой сосной рядом с мертвыми стволами, неестественно параллельными, лишенными ветвей.
Стоит вспомнить непростую судьбу художника, смерть троих детей, чтобы аллегория стала вполне понятной. Свою жизнь автор увидел в уголке русской зимней природы. В композиционном плане работа построена таким образом, что художник смотрит на изображаемый пейзаж с левой, «мертвой» стороны. Это дает понять, что он сам теряет смысл и цель своего существования.
Работа полностью лишена какой-либо «красивости». Мастер не испытывает эмоций, когда смотрит на зимник. Выбитый из созвучия своему внутреннему настроению, он пытается поделиться своим открытием со зрителем.
В этом уникальность произведения, его несомненная ценность, позволяющая считать его одним из самых талантливых русских пейзажей.
В картине можно увидеть несомненно удачный композиционный строй, прекрасно передана фактура растаявшего снега, умело подобрана палитра. Несмотря на это, создается ощущение некой незавершенности, незавершенности, этюдности полотна.
Точная дата создания картины неизвестна. Также неизвестно, как долго автор работал над ней, возвращался ли он к ней после завершения. С другой стороны, возможно, именно эта незавершенность придает произведению весь драматизм и удивительно насыщенную атмосферу.
Другие картины Саврасова
Радуга
Грачи прибыли
Вид на Кремль с Крымского моста в непогоду
Камень в лесу под Разливом
Степь с чумаками вечером
Пляж возле Ораниенбаума
Вид возле Ораниенбаума
Рожь
Проселочная дорога
Пейзаж с радугой
Ранняя весна. Таять
Осень
Верфь. Зима
Лосиный остров в Сокольниках
Закат над болотом
Таять
Зимний пейзаж
Пещерный монастырь
Степь днем
Плоты
Баржи на Волге
Таять
Таять. Ярославль
Сельский вид
Лес в изморози
Весенний день
Деревня зимой