Сергей Иванов родился в 1864 году и в детстве проявлял пристрастие к рисованию. Однако отец, уверенный, что порядочный человек не сможет зарабатывать на жизнь живописью, отправил его учиться на инженера, видя в этом некий компромисс — по его мнению, рисовать надо было и там, и там, но все же быть инженером почетнее и выгоднее.
Проучившись три года в неудобном для него институте, Сережа, тогда мальчик 14 лет, бросил его и перешел в Московское училище живописи, где проявил себя прилежным и талантливым учеником
художник. Его любимым жанром были сюжетные сцены. Его необъяснимым образом привлекала деревенская жизнь, прошлое Руси, проблемы социального неравенства, которые он показывал в своих картинах максимально точно с помощью критического реализма.
«Стрельцы» — одна из его исторических картин, напечатанных, как всегда, широкими мазками, без тысячи деталей на квадратный сантиметр, но живо, ясно и в соответствии с правдой. На ней стрелецкий полк, возвращающийся из похода. Трубит трубач, качаются сабли на алебардах, развевается квадратное знамя (у каждого полка стрельцов было свое, специально предназначенное), всадники едут верхом, а лица стрельцов усталые, торжественные и немного грозные.
Вероятнее всего, они вернутся с победой. А люди вокруг живут своей жизнью. Кривая собака не обращает особого внимания на толпу людей в красных мундирах, без стыда поворачивает к ним хвост, слепой старик собирает милостыню, в церкви, вероятно, идет служба, а в лавочке продолжается торговля.
Никто не собирается прерывать, чтобы встретить или хотя бы порадоваться приезду стрельцов, а все потому, что у них такая же жизнь в быту. Они выходят в патруль. Иногда они идут на войну.
Иногда это их дело, но жить надо. По городу марширует стрелецкий полк, но оказывается в пустыне.