Великолепный русский художник-пейзажист, чьи студенческие работы были замечены самим И. И. Левитаном.
В живописи, как и в литературе конца 19 века, художники часто стали обращаться к теме усадебной жизни. Чаще всего эти произведения отражают некий ностальгический тон, как бы «взгляд в прошлое», на былый расцвет усадебной жизни, который в связи с ростом городов и городского населения, да и многими изменениями в общественной жизни, в начале 20 в., постепенно стали исчезать.
Художник,
как известно, он сам провел свое детство в усадьбе, и эти пейзажи и интерьеры — его внутренний мир, нечто, к чему он привык, что-то родное и теплое. Поэтому с такой любовью он пишет разнообразные усадьбы, парки, пейзажи, интерьеры домов и т.д.
На картине мы видим интерьер гостиной. Он слегка затемнен. Дом как бы отдыхает в отсутствие людей. Красные стулья в стиле ампир, обитые бархатом, портреты начала 19 века — один портрет, быть может, светской дамы, другой — портрет военного, еще павловской эпохи. Все это спит. Но в распахнутое окно врывается ясный теплый майский полдень.
Мы словно чувствуем этот свежий воздух, этот аромат молодой зелени, слышим щебетание птиц во дворе, как жизнь течет за окном! Яркая, сочная зелень молодых деревьев, голубизна неба — все это создает такую живую и радостную атмосферу, что вы обязательно окажетесь в том месте, чтобы почувствовать то же, что чувствовал художник, когда писал это полотно. Изображение не только способствует созерцанию, но и размышлению. На нем нет никаких действий, все статично.
Но когда ты выглянешь в окно, то вдруг забудешь свои скорбные мысли о прошлом и будущем и выбежишь в светлый двор… И вдохнешь весенний воздух — вечный и неизменный.. и ни о чем не думай!