Святослав Рерих часто писал своего отца — находя особое удовольствие в портретном жанре, он не находил лучших натурщиков, чем его родственники, ведь именно их он знал лучше всего, именно их черты он мог писать даже с закрытыми глазами . Отыскивая в них что-то новое, открывая тайны их душ, он вырабатывал собственную методику, снова и снова учась заново понимать людей, постоянно находившихся рядом с ним.
«Портрет Рериха» выделяется из ряда портретов тем, что в нем на удивление мало деталей, которые могли бы отвлечь зрителя от основной фигуры.
Так связанный с вставленными в портреты пейзажами, мелкими деталями обстановки, Рерих в этой картине ограничивается видением алого кровавого неба за отцом и стилизованным изображением весов в правом верхнем углу. От центральной фигуры картины больше ничего не отвлекает.
Даже плащ натягивается быстро, невнятно, ведь есть черное пятно, где нет южного пива. Но на этом пустом, унылом фоне лицо Рериха становится яснее и ярче, озаренное каким-то внутренним светом.
Он стар. Длинная белая борода, легкая, как лебяжий пух, с достоинством лежит на его груди. На голове черная кепка, рук не видно — только одна еле выглядывает и почти не привлекает внимания. Его глаза притягивают, глаза умные, серьезные и строгие, направлены чуть в сторону, а не прямо на зрителя. Рерих поймал его на кончике кисти и передал с филигранной точностью, с тщательностью, которой могли бы позавидовать многие.
В этом взгляде и мысли о том, что такое жизнь, и спокойствие человека, прожившего долгую хорошую жизнь, и удовлетворение этой жизнью, что воздух наполняет легкие, что кровь течет по венам.
Кажется, что когда сама смерть придет в свое последнее пристанище, старик улыбнется ей и протянет ей руку. В этом человеке слишком много достоинства, чтобы поступать иначе.