Еще одна великолепная картина Тициана «Сизиф» отсылает нас к довольно известному древнегреческому мифу, повествующему о том, как хитрейший из людей, способный обмануть саму смерть, Сизиф открыл другому богу тайну Зевса без разрешения последнего, за что его должен был убить Танатос (сама Смерть), посланный Зевсом. Юноша обманул Танатоса и заковал его в сильнейшие цепи, тем самым спас людей от смерти (они просто перестали умирать).
Возмущенные такой дерзостью, боги смутились на Олимпе, а затем и Арес
спустился на землю, освободил Танатоса и бросил парня в Аид. Парень и здесь не растерялся: жене он приказал не приносить жертвы богам в память о нем. Боги снова не поняли, что происходит. Жена Аида отправила Сизифа обратно на землю сказать жене, что пора опомниться и совершить жертвенные обряды.
Когда юноша прибыл к своим вещам, он остался там, не собираясь возвращаться в царство мертвых. И жил он долго и счастливо, пока богам это окончательно не надоело; смерть пришла довольно внезапно и снова увела Сизифа под землю.
Только на этот раз его никто не пожалел, он был наказан: отныне он был обязан постоянно, без сна и отдыха, тащить самую тяжелую глыбу мрамора на самую высокую гору. Когда он добрался до вершины и попытался установить там блок, он оторвался и откатился назад. И бедняга начал все сначала… Отсюда и выражение «сизифов труд», которым обозначают бесплодный мучительный труд.
Именно эту работу Тициан изобразил на своем великолепном полотне. Более того, за счет цветов (а Тициан был мастером игры со светом и красками) создается полное ощущение соединения человека и камня в единый монолит, олицетворяющий бесконечный и бесполезный труд…