Для коллекции герцога Феррарского в 1523 году Тициан создал полотно по мотивам классических мифов — «Вакх и Ариадна». Этой картине было приказано украсить стены дворца на простую мифологическую тему. Ранее заказ достался известному тогда мастеру Рафаэлю, но его неожиданная смерть прервала выполнение задуманного. Затем работа перешла к молодому венецианскому дарованию Тициану. И вот мы все можем наблюдать великолепное исполнение картины на стихи Катулла и Овидия в лондонской галерее.
Сюжет на полотне рассказывает
об истории Древней Греции. Два главных героя – бог Бахус и Ариадна встречаются взглядами в левой части картины. Правую часть занимает пестрая многочисленная свита юного бога: могучий бородатый мужчина, обвитый змеями, музицирующие женщины, мальчик-сатир с головой мертвого животного и другие интересные персонажи.
Бахус, кажется, парит в воздухе и делает шаг, чтобы выбраться из колесницы. Розовое полотно, слегка прикрывающее тело, яростно отбрасывается и развивается на ветру; глаза прикованы к прекрасной гостье на острове Наксос. Ариадна, покинутая здесь Тесеем, уплывает на корабле, пораженная неожиданным появлением группы людей на тихой земле. Все еще не отвлекшись от случившегося трагического расставания, она ловит на себе взгляд Вакха, пришедшего ее утешить.
Композицию можно разделить на два равных треугольника по диагонали полотна. Слева небо становится голубым, и между Ариадной и Вакхом происходит возвышенная любовь. В прямоугольном треугольнике — настроение противоположное: вольные гуляния и дикие звери.
На поверхности неба появляется ясное скопление звезд — созвездие, к которому впоследствии будет обращена Ариадна, заброшенная на далекий остров.
Заслуга Тициана заключается в удивительном мастерстве написания динамичных фигур и в гармонично сочетающейся богатой палитре красок на картине.