Этот живописец не раз обращался в своем творчестве к теме изображения сельской жизни, но по большей части он изображал не людей, а пейзажи. Одним из них была картина зимой. Нельзя было не любить русскую землю со всеми ее прелестями и причудами.
На полотне мы видим типичную деревню зимой. Где-то над крышами дым тонкой струйкой стекает прямо в небо и бесследно в нем растворяется. Это значит, что в домах людей уже весело потрескивают поленья в печах, чтобы принести немного тепла в каждую хижину. Уже идет
солнце, а это значит, что каждый дом уже ждал своих хозяев, небо озарено огромным заревом.
На переднем плане у художника было при себе раскидистое и большое дерево. Он стоит совершенно голый и черный. Посреди пустой дороги он кажется еще более одиноким, чем обычно. Можно судить, что именно художник ассоциирует себя с этим деревом, одинаково оторванным от людей, от своего дома, от своей родины. И такие одинокие вечера, особенно зимой, уже стали ему привычными.
Мы видим, что все лужи покрыты тонкой коркой льда. Достаточно наступить на них, и лед растает. Это значит, что наступила оттепель. Но что значит оттепель зимой? Неважно, светит ли солнце, неважно, хорошая ли погода на улице. Теплее не станет.
Дороги покрыты снегом, а это значит, что где-то сейчас человек не может пройти через высокие сугробы, не разбудив матушку-природу, не потревожив ее. Все вокруг спит, и этот сон глубок — до весны все вокруг задремлет, и такой ход событий не изменит человека. Если говорить об общем настроении пейзажа, то все изображенное вполне реалистично.
Искусствоведы часто отмечают, что зимние картины тусклые и бесцветные. Многим писателям они кажутся какими-то скучными, почти черно-белыми. Чего нельзя сказать о нашем художнике. Он изобразил снег во всем его буйстве красок и переливов, кроме того, лишнее цветовое пятно создается именно из-за вышеупомянутого свечения. Мазки на холсте достаточно широкие и уверенные, художник четко прорисовывает даже отдаленные предметы.