Художник Юлий Клевер перед отъездом в родную Германию в 1890 году успел написать русский «зимний закат», ставший впоследствии известным во многих странах.
Картина 1889 года представлена серией похожих пейзажей: детализированный лес и ручей на переднем плане, мутные очертания деревьев и солнечное пятно вдали.
Все полотно кажется простым и ясным, словно одухотворенным великой силой. Далекое солнце, спрятавшись за высокие стволы и ветки, касается своими лучами всю комнату — выбеленную
иней земли, ледяная гладь воды, свисающие под тяжестью снега кроны — оживляющие его, согревающие золотыми и багряными бликами.
«Зимний закат» поражает достоверностью изображения. За ручьем со слегка подтаявшими льдинами мы видим старое вырванное с корнем дерево. Вокруг него возвышаются многолетние огромные ели, разбавленные немногочисленными одинокими небольшими деревьями. Никакой искусственности и нарочито красивой лжи. Истинная природа Клевера вдохновляющая, невероятно красивая, умиротворяющая и уютная.
Белый цвет снега гармонично сочетается с желтизной заката. Ели, покрытые снегом, уходят вдаль, исчезая в густой сероватой дымке. Кусочек неба, светящийся, прозрачный, украшенный мелкими ватными облаками. Вокруг раскаленного добела солнечного диска возгорается небесный огонь: кружево горящих облаков повисло в пространстве.
Юлий Клевер признавался, что лучше всего изучал закаты в природе. Он знает все вариации палитры закатного дня. Полотна гениального знатока леса требуют спокойного и восторженного размышления, они романтичны и поэтичны. Русские просторы покорили сердце мастера, и представляются публике жизнеутверждающими, вечными, со своей душой.
Сегодня вы можете полюбоваться прекрасной картиной «Зимний закат» в Иркутском художественном музее.