Это давно известный метод, когда один художник рисует другого. Они часто делают это, чтобы не врать друг другу. Или просто показать себя в разных жанрах. Левитан редко обращался к портретным работам, а вот Серов — чаще и был признанным мастером портретной живописи. Кстати, портретов своих детей, родных и близких он написал красками и карандашами немало.
Делал он это замечательно, и даже по прошествии стольких лет можно только удивляться тому, как красиво, правдоподобно и почти легко автору удавалось создать портрет. Но вообще говоря
искусство живописи может быть жестоким, но оно может быть и лестным. Это может принести радость и беспокойство в жизни.
Серов особо не прельщал своих заказчиков портретами, он сразу устанавливал состояние правды и достоверности изображенного на полотне человека. И никогда не изменял этому правилу. Фактически, некоторые другие художники последовали его примеру. Тот же Левитан, хотя и редко писал портреты, старался не лгать себе и людям.
А вот и одна из работ Серова. Левитан умер рано, по нашим меркам, и можно сказать, что этот портрет создан, когда слава его была уже на пике и могла бы сиять еще дольше, но увы, смерть не щадит даже знаменитых.
Стоит обратить внимание на усталый вид. Но эта усталость не от жизни, а, наверное, от работы, от напряженной работы, чтобы не быть нищим и иметь возможность прокормить семью. Левитан на портрете еще молод, но мудрость в глазах его необыкновенная. Даже поза выбрана не случайно — мы видим руку художника, его длинные пальцы. Это руки настоящего мастера своего дела, которому Левитан посвятил всю свою жизнь.
Высокий лоб, густые брови и густая борода — все это дает нам возможность поближе рассмотреть его глаза. Тоска, усталость, мудрость и жизнь – не простой жизненный «коктейль» для живописца.