Портрет Миши Серова был одним из серии детских портретов, выполненных Валентином Александровичем Серовым, русским художником и одним из самых значительных портретистов своего времени.
С 1890 года основным жанром в творчестве Серова является портрет. В этой области проявились все черты, характерные для его раннего стиля, — четкая передача психологического состояния позировавших ему людей. Серов любил, когда ему позировали представители его круга — актеры, художники и писатели (в 1893 году он написал портрет своего близкого друга Исаака
Левитана, затем следуют картины великого писателя Лескова и композитора Римского-Корсакова — все картины находятся в Третьяковской галерее).
Серов преимущественно использовал для своих работ серые, черные и коричневые тона, что шло вразрез с живописными стилями того времени, принявшими светлую цветовую палитру, особенно это было заметно в 1880-е годы.
Особенности, присущие импрессионизму, возникли при композиционном построении портрета или при восприятии ощущения спонтанного движения. Помимо современной для него теории импрессионизма, Серов подробно изучал творчество Хальса и Веласкеса.
Добившись большой популярности, в 1894 году Серов примкнул к группе так называемых передвижных художников, а также стал получать важные заказы, в том числе на портреты великого князя Павла, С. М. Боткина, Феликса Юсупова — картины хранятся как в Третьяковской галерее, так и в в Русском музее). Характерными чертами портретов Серова были правдивость, композиционное мастерство и мастерство исполнения.
В этюде «Миша Серов» художник отошел от привычного для него декоративного сочетания красок и применил технику карандашного рисунка с его четкими линиями и правильной геометрией формы.