Основоположник абстракционизма Василий Васильевич Кандинский начал серьезно заниматься живописью в тридцать лет, оставив для этого блестящую юридическую карьеру. Он учился в Европе у маститых учителей живописи, стараясь довести их знания до максимума, но уже тогда у него был свой узнаваемый стиль.
Сначала художник писал в манере, близкой к стилю художников-импрессионистов. И ничто до 1910 года не могло указать в его творчестве на грядущее рождение нового стиля, именуемого абстракционизмом
с его буйством красок и форм. Творчество художник считал освобождением духа, что подтверждалось всеми его дальнейшими работами.
Непосвященному зрителю, привыкшему к четким предметным формам и сюжетам, довольно сложно различить в картинах абстрактного стиля ту специфику, которую закладывает в них автор. В полотне под названием «Композиция VII» (рабочее название — Потоп) есть только линии, цвета и план. Но именно они передают настроение, которое художник вложил в картину.
Драматизм самого потопа передан грубыми мазками красных и синих полос, пересекающих поперечные черные линии, спускающиеся с вершины изображения. Для смягчения художник использовал розовые переливы тонов разной насыщенности, что придавало полотну некую торжественность. Формы темно-коричневого цвета – это тона безысходности, а желтые и зеленые штрихи призваны уравновесить общую палитру изображения и придать всему происходящему на нем дополнительную активность.
Вообще Кандинский стремился показать потоп не только как драматический момент или катастрофу, но и последующий акт создания нового мира. В картине динамизм движения жизни, выраженный исключительно в красках и неопределенных формах.