Василий Максимов, родившийся в крестьянской среде, всю свою жизнь посвятил изображению жизни простых русских крестьян. Особое место в картинной галерее автора занимают портреты. Есть изображения стариков и старух, женщин и мужчин и особенно деревенских детей.
Картина «Девушка» написана художником в 1866 году, когда он оставил Академию художеств и жил в Шубино в имении П. П. Голенищевой-Кутузовой. Здесь он наблюдает за жизнью фермеров, «останавливается» в руке и вырабатывает собственный стиль. В это время к нему
приходит решение рисовать «живых» людей.
При создании образа крестьянской девушки не заметна неопытность автора. Мастерски подобранные цвета, прорисованные линии, детали, расстановка света и тени — все говорит о глубоком понимании этой картины художником.
Девочка-подросток привлекается мастером к какому-то занятию, где ее отвлекла заинтересовавшая ее фраза. Мы видим лицо умной, рассудительной девушки, взрослой не по годам. На самом деле она еще ребенок, но выражение ее лица не кажется детским. Наоборот, это усталость, пережитые испытания, загруженность работой и повседневной жизнью.
Особенно выразительны огромные выпуклые глаза девушки. Внешний вид ребенка умный, серьезный, задумчивый. Есть интерес к тому, что происходит за пределами картины. Когда вы смотрите на девушку, вы представляете, как она сидит с вами в комнате и внимательно слушает, что вы ей говорите. Но при этом она немного снисходительно относится к вашей речи, потому что знает о жизни больше, чем вы.
Серьезность, сосредоточенность мимики, отсутствие улыбки на пухлых, смещенных губах говорят о некоторых опасениях у подростка. Возможно, она отвлеклась от ответственного задания. Мы не видим рук девушки, но чувствуем, что она не проводит время в праздности.
В этом портрете художник представляет яркий образ девушки.