В начале 1860-х Василий Перов уехал в Париж. В 1865 году во время пребывания во французской столице он начал создавать серию картин, раскрывающих темы бедности и одиночества. Среди них настоящий шедевр художника «Сироты на кладбище» 1864 года.
Эта небольшая по размеру картина содержит темы, важные для всего остального творчества художника: смерть, горе и детские слезы. На картине изображены маленькие дети, стоящие в одиночестве рядом с заснеженной могилой. Василий Перов мастерски передает
эмоционально-выразительная часть образа.
Художник ставил перед собой цель изображать не только конкретных людей. Но показать зрителям детство, обреченное на вечный голод и скитания. Это подчеркивается ветхой одеждой, голыми ногами, большими и отчаянными детскими глазами. Их внешний вид символизирует трагедию, отчаяние и безысходность.
Перов мастерски изобразил пейзаж, который окружает детей. Снежное небо кажется тяжелым, снег имеет серо-голубые оттенки, а на заднем плане видны кривые кресты. Произведение не лишено символического значения. На надгробии, возле которого стоят дети, натёрлась ветка, что зимой странно. Он символизирует победу жизни над смертью. Возможно, ветку дети принесли на могилу как единственное украшение.
Мальчик и девочка стоят, как бы образуя скульптурное целое. Благодаря мастерству художника, его настойчивому взгляду и чувствам зритель испытывает искреннее сочувствие, жалость к детям и желание им помочь.