Перов — один из передвижников, которые были чем-то вроде декабристов, только если декабристы хотели изменить мир добрым словом и ружьем, то передвижники (а может и были в этом наивны) считали, что до них можно дотянуться правителям команды с силой искусства.
Чаще всего писали обычные люди, их трудности и радости. Кто-то одухотворил знакомые крестьянские лица и показал их простое достоинство, кто-то показал зарисовки, повествующие о бытовом дворянстве, кто-то написал опровержения чиновника
пропаганда.
Перов, напротив, обыкновенно высмеивал глупые и вредные обычаи издеваться над помещиками, не приносившие пользы попам. Так, среди его картин — «Крестный ход» и «Чайное чаепитие в Мытищах», высмеивающие грехи духовенства, «Погребение мертвых», в котором показано одиночество крестьян, до которых никому нет дела.
«Девушка» по-своему выбивается из этого ряда. В ней нет насмешки, только стремление спокойно и беспристрастно передать красоту, которая, как и всякая добродетель, может быть присуща как крестьянке, так и знатной даме. На картине на холме в поле сидит девушка. Она обращена к зрителю половиной страницы, ее лицо видно только в профиль. Она довольно молода. Нос повернут немного вверх, щека полна, руки обнимают колени. Длинная коса спускается по спине. Девушка смотрит вдаль, без улыбки и без пристального внимания, просто отдыхая от долгого рабочего дня.
Рядом с ней тоже ребенок — вряд ли сын, слишком большой, скорее брат — смотрит в сторону заката. Земля вокруг них создает ощущение покоя и единства с землей. Кажется, от нее пахнет скошенной травой и теплой землей, слышно пение птиц, мягкий свет солнца заливает лица детей и они кажутся по-своему святыми, частичкой земли, рожденной закатом и трава, а не грязный дремучий мир серых городов.