Популярная студенческая работа «Первого чина. Сын пономаря, произведённый в коллежские регистраторы» 1860 года принесла Василию Перову довольно значительную награду. Произведение представлено в жанре своеобразной сатиры на новоиспеченных государственных служащих, в которой заложен особый смысл, актуальный и сегодня.
Когда начинаем рассматривать картину, то видим обычную комнату с картинами и часами на стене, в углу иконы, на столе стоит самовар. Всю эту рутину разбавляет утренняя суматоха, потому что сын смотрителя получил
чин коллежского регистратора, и на этот раз портной пришел с новым мундиром для примерки. Весь акцент в картине заключается в выражении лица главного героя. Он стоит гордо и поднимает голову и выставляет ногу вперед, но Перов изображает дырявый носок, чтобы показать, как быстро меняется человек, получив даже небольшую прибавку.
На заднем плане мы видим мать и отца, обезумевших от счастья, что их сын пошел по правильному пути и уже представляет, как его ждет новая роскошная жизнь, женой будет невеста из богатой семьи, высоких чинов и дорогих подарки от подчиненных. Образ главного героя взят из жизни автора, он оказался соседским дьяконом, а в изображенном на картине портном его товарищи узнали портного, который их шил в школе.
Василий Перов ясно показал в картине «Первый чин», как человек, еще босой и совершенно оборванный, очень быстро начинал зазнаваться и чувствовать силу нового чина. Художник настолько точно передал этот подходящий момент, продумав каждый элемент интерьера, что кажется, что мы знали жизнь героев до тех перемен, которые произошли в их жизни, и уже можем угадывать будущее. Картина словно оживает и становится историей, наполненной существующей реальностью.