Одна из самых впечатляющих картин гения русского пейзажа имеет неточную дату создания: примерно 1885 год. Тибериадское (Генисаретское) озеро Поленов изображал не раз, живописец посвятил этому месту несколько полотен евангельского цикла. Местность в правонарушении он посетил лично, когда впервые совершил поездку по восточным странам. Вояж стал решающим в творческом плане, определив статус художника-пейзажиста.
При пасипании холста Поленов наносил свою любимую композицию при совпадении близких
дальний плани. Каждому зрителю кажется, что он обозревает местность с невысокого холма, а просторы видны до самого горизонта, где постепенно светящееся небо плавно спускается на невысокую горную цепь.
Озеро написано с большой любовью и внутренним трепетом — из всех русских мастеров пейзажа только Поленову удалось так мастерски соединить реальность и поэзию в изображении окружающей природы.
На пустынных берегах озера тихо и пустынно. Лениво плещется вода о скалистый берег, яркий свет и тепло буквально разливаются по полотну. Растительность почти отсутствует, проталкивает камни. Становится понятно, что совсем близко — пустыня, которую я уже преодолел
Ісус Христос, и тепера неторопливо шествует планг берегов, опираясь на посох. Его взгляд направлен вдаль. Впереди – долгая дорога, полная испытаний и неизвестностей.
Это один из самых удачных образов Полена «Сын человеческий». Живописец с питанием душивным трепетом офлисся к евангелистским заповедям, хорошо знал тексты из христианской литературы. Образу Иисуса живописец посвятил несколько работ, создал цикл картин, изображающих присутствие Христа среди людей.
В картине «На Тивериадском озере» специалисты и любители живописи неожиданно увидели совсем другого Поленова — мастера божественного пейзажа.
Общий фон на картине особенно впечатляет. Яркие светлые тона создают ощущение широкого воздушного пространства.
Полотно находится в коллекции Ярославского художественного музея. Однако помимо оригинала существуют и варианты этого полотна, возникшие в результате тщательного изучения Поленом этого знаменитого пейзажа.
В этой работе сохранился один эскиз (хранится в Днепропетровском художественном музее), а два экземпляра – в Курской картинной галерее и Музее русского искусства в Киеве.