Суриков — известный русский художник, сторонник исторической живописи. Он также писал портреты, иногда на религиозные темы. Современники часто считали его непрофессионалом, принимающим трагизм и эпичность, а о профессионализме
О Сурикове можно судить по такому эпизоду: когда он заканчивал картину «Боярыня Морозова», к нему пришел один из друзей-художников.
Глядя на огромный холст, растянутый на стене, он указал Сурикову на полосу снега внизу и посоветовал убрать ее, так как по сюжету картины
она не имела значения, просто делала его более громоздким. «Ты что, — ответил ему Суриков. Как я могу это убрать. Ведь тогда сани не поедут».
«Образ нерукотворный» — обращение Сурикова к религиозной тематике. Однажды царь Месопотамии тяжело заболел — так, что никто не смог его вылечить. Услышав слухи, что по Иудее бродит человек, исцеляющий больных, встретив святых прозревших и безногих ходящих, он послал к Христу посла просить его прийти в Месопотамию. Но Христос отказался — вместо этого он взял у посла одежды, умылся и вытер ими лицо, после чего его изображение осталось на ткани.
Именно этот момент и изображен на изображении – Христос, протягивающий получившийся чудотворный образ послу в белых одеждах. Его отношение говорит о милосердии и о том, что такой поступок ему известен. Он не видит в нем ничего необычного. Но люди вокруг смотрят, удивленные, растерянные, лицо посла говорит о страхе и одновременно надежде — пошел за пророком, и принесет тряпку, да не простую, а чудную.. Над сценой небо, полное облаков, сероватое и выгоревшее от жары. Верблюд и лошадь не понимают возрождения, царящего в народе, и стоят на месте.
Старик закрывает глаза, словно не в силах сопротивляться льющемуся в них яркому свету.
Случилось маленькое чудо.