Суриков — истинно русский живописец. Формальная сторона оказывается подчиненной содержанию. Это необходимо для создания общего поэтического впечатления у слушателей. Он умел совершенно пренебрегать красотой форм, свойственных академизму. Художник полностью отдался во власть своего вдохновения. Он всегда искал что-то особенное и совершенно новое.
Живописцу удалось найти очарование, свойственное произведениям древних мастеров. Самое ценное в Сурикове — невероятное
глубина мистической поэзии. Его картины – это настоящие сны, наполненные волшебством. Зрителям представляются видения настолько выпуклые и яркие, что кажутся поистине пророческими.
Мы видим бескрайнюю степь с пасущимися лошадьми. Оно настолько бесконечно, что кажется сливается с небом. Фигуры лошадей не так четко очерчены. Они сливаются со степной травой. Художник умело использует палитру, создавая мастерски плавные переходы зеленого и коричневого. Четких границ между оттенками нет. Суриков пытался передать просторы русской степи с помощью правильно подобранных цветов.
Равнины на переднем плане сменяются холмами на заднем. Бледно-голубое небо с кучевыми облаками практически сливается на горизонте со степью.
Суриков не только изображал природу. В своей картине он заставляет зрителей почувствовать свое отношение к ней. В, казалось бы, привычном и обыденном образе есть глубокий смысл, который не каждому удается разглядеть. Это под силу только настоящему мастеру, для которого важны все детали.
Суриков намеренно не прописывает отдельные деревья и лошадей. Этим он подчеркивает однородность этого бескрайнего пространства. Здесь все важно как единое целое. Степь живет своей жизнью. Это чувствуют зрители, когда смотрят на картину великого живописца.